Основы строительной механики плоских систем: Статически определимые системы. Статически неопределимые системы
Виды нагрузки и способы ее действия на брус 35 Черт. 15. Черт. 16. образом, три стержня прикрепляющие тело MN к опорам, определяют две точки тела: неподвижную D и подвижную А' — и мы получаем два рода опор: неподвижную—шарнир Л'(черт. 15) и подвижную—шарнир В'. На чертеже 16 схематически изображены оба рода опор, как они осуш.ествляются в Действительности. Слеяа (черт. 16л) показана непо движная опора, закрепляющая неподвижно точку А' тела MN. Опора со стоит из нижнего „балансира'' /Г, прикрепляемого к опоре, и из верхнего балансира Z, прикрепляемого к телу MN. Между балансирами имеется шарнир А\ допускающий вращение тела MN около А'. ПОДО6Е1ЫМ же образом конструирует ся и подвижная опора (черт. 1бЬ), только нижний балансир К' НС закрепляется на опо ре, но опирается на катки Q, благодаря чему точка В' полу чает возможность горизонтального движения. Если пренебречь тре нием в катках Q и шарнире В' (черт. 1бЬ), то очевидно реакция опоры пройдет через центр шарнира В' и будет перпендикулярна к нижней плоскости балансира т. е. будет вертикальна. Следо вательно, эта подвижная опора условно может быть изображена одним стержнем ВВ' (черт. 15). Реакция неподвижной опоры (черт. 1ба) проходит через центр ша рнира А' и может быть разложена по двум любым нэп,давлениям, проходя щим через ту же точку. Поэтому неподвижную опору мы будем условно изображать двумя стерж нями АА'у СА' (черт. 1.3), пересекающимися в неподвижной точке. Замечание. Статически определимый брус EF (черт. 15) называется свободно лежащим на двух опорах А', В'. Возьмем неподвижную точку А' в непосредственной близости от точки В' (черт. 17). Очевидно, что по существу этот случай не отличается от первого;—второй брус (черт. 17) тоже статически определим, как и первый. Если мы пред положим стержни АА\ СА', ВВ' бесконечно жесткими, то расстояние А'В' (черт. 17) можно взять как угодно малым — и мы получаем ста тически определимый брус A'D, закрепленный одним концом. i Черт. 17. Черт. 18. § 8 . ВИДЫ НАГРУЗКИ И СПОСОБЫ ЕЕ ДЕЙСТВИЯ НА БРУС. Заметим прежде всего, что в строительной механике нам приходится иметь дело с силами, приложенными не в одной точке бруса и не по некоторой линии, а с силами, действующими на некоторую площадь бруса. Например, давление колеса паровоза (аерт. 18) приложено не в одной математической точке касания окружности колеса к верхней плоскости
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy