Основы строительной механики плоских систем: Статически определимые системы. Статически неопределимые системы

Виды нагрузки и способы ее действия на брус 35 Черт. 15. Черт. 16. образом, три стержня прикрепляющие тело MN к опорам, определяют две точки тела: неподвижную D и подвижную А' — и мы получаем два рода опор: неподвижную—шарнир Л'(черт. 15) и подвижную—шарнир В'. На чертеже 16 схематически изображены оба рода опор, как они осуш.ествляются в Действительности. Слеяа (черт. 16л) показана непо­ движная опора, закрепляющая неподвижно точку А' тела MN. Опора со­ стоит из нижнего „балансира'' /Г, прикрепляемого к опоре, и из верхнего балансира Z, прикрепляемого к телу MN. Между балансирами имеется шарнир А\ допускающий вращение тела MN около А'. ПОДО6Е1ЫМ же образом конструирует­ ся и подвижная опора (черт. 1бЬ), только нижний балансир К' НС закрепляется на опо­ ре, но опирается на катки Q, благодаря чему точка В' полу­ чает возможность горизонтального движения. Если пренебречь тре­ нием в катках Q и шарнире В' (черт. 1бЬ), то очевидно реакция опоры пройдет через центр шарнира В' и будет перпендикулярна к нижней плоскости балансира т. е. будет вертикальна. Следо­ вательно, эта подвижная опора условно может быть изображена одним стержнем ВВ' (черт. 15). Реакция неподвижной опоры (черт. 1ба) проходит через центр ша­ рнира А' и может быть разложена по двум любым нэп,давлениям, проходя­ щим через ту же точку. Поэтому неподвижную опору мы будем условно изображать двумя стерж­ нями АА'у СА' (черт. 1.3), пересекающимися в неподвижной точке. Замечание. Статически определимый брус EF (черт. 15) называется свободно лежащим на двух опорах А', В'. Возьмем неподвижную точку А' в непосредственной близости от точки В' (черт. 17). Очевидно, что по существу этот случай не отличается от первого;—второй брус (черт. 17) тоже статически определим, как и первый. Если мы пред­ положим стержни АА\ СА', ВВ' бесконечно жесткими, то расстояние А'В' (черт. 17) можно взять как угодно малым — и мы получаем ста­ тически определимый брус A'D, закрепленный одним концом. i Черт. 17. Черт. 18. § 8 . ВИДЫ НАГРУЗКИ И СПОСОБЫ ЕЕ ДЕЙСТВИЯ НА БРУС. Заметим прежде всего, что в строительной механике нам приходится иметь дело с силами, приложенными не в одной точке бруса и не по некоторой линии, а с силами, действующими на некоторую площадь бруса. Например, давление колеса паровоза (аерт. 18) приложено не в одной математической точке касания окружности колеса к верхней плоскости

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy