Основной курс гидравлики. Ч. 1
у . ЗАДАЧИ НА ТЕОРИЮ ИСТЕЧЕНИЯ. 3 4 1 - i / ' Z Обращаясь ко второму перепаду—при выходе воды из трубы—примем, вместе с Бахметевым, что он опреде ляется непосредственно разницей между устанавливающейся в конце трубы критической глубиной и определяемой за данием бытовой глубиной Н'. В частности, если эта бытовая глубина Я больше V' глубины k в трубе, равной Лд., т. е. если If > К-^= . то вообще явление истечения через трубу не сколько меняет свой характер, так как подтоп начинает за держивать истечение. В таких случаях остается лишь при менять формулу и данные для затопленного водослива с широким порогом при одновременном предположении, что глубина внутри трубы устанавливается равною бытовой глубине Я', превосходящей в этих условиях глубину кри тическую. Скорость выразится при этом формулой v = и, следовательно, наоборот, перепад 1 if ^ ~ ^ Щ' ? = 0,91 (что отвечает 71"= 1,21) последнее выражение дает Л = 1 , 2 1 ^ = А ' ^ , т. е. как-раз ту же ве личину, которую мы получили и для случая свободного истечения. Так как однако здесь уровень в трубе несколько приподнят, то, стало быть, этот подтоп должен отзываться вообще и некоторым поднятием верхового уровня потока. Не останавливаясь на систематическом сопоставлении различных возможных комбинаций данных задания, ограни чимся в заключение одним лишь частным примером расчета безнапорной трубы, отметив предварительно для памяти, что вообще решение задач на протекание воды по безнапорным трубам следует начинать сравнением бытовой глубины Я ' с критической глубиной hj^ для выяснения основного харак тера работы трубы—сопряжена-ли она с подтопом или нет? Пр и м е р 3. Под железнодорожною насыпью высотою 6,4 метра требуется устроить каменную трубу для пропуска воды в количестве 6 куб.м./сек. с допускаемой скоростью г = 3 м./сек. Бытовая глубина Я ' воды в тальвеге, до устрой ства насыпи, равна 0,6 метра. Определить необходимое отверстие трубы и вызываемый ею подпор в верховой части.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy