Охлаждаемые лопатки газовых турбин
Введение Повшение температуры гаэа на входе в турбину Т* - основ ной путь совершенствования всех типов газотурбинных двигателей (1ТД). Повышение Т* по мере развития ГГД достигалось как пу тем применения более жаропрочных материалов, так и (в основном) путем внедрения все более совершенных систем воздушного охлажде ния турбины. Современные авиационные ГГД с воздушным охлаждени ем турбины надежно работают при Т* = 1500...1700 К. В следующем поколении ожидается внедрить в авиации ГГД с Т* = 1800...1900 К, а в более дальней перспективе создать стехиометрические ГГД с Т * = 2200...2400 К. Создание эффективных охлаждаемых лопаток - сложная научно- техническая задача. При ее решении приходится учитывать ряд тре бований, которые зачастую являются противоречивыми; высокая на дежность работы и высокое газодинамическое совершенство лопатки;, высокоэффективная система охлаждающих каналов внутри лопатки и в то же время простота конструкции и малая стоимость изготовле-* ш ш ; минимальные затраты охладителя к др. Весьма важным этапом проектирования является выбор способа охлаждения лопаток, поскольку от этого в значительной степени за висит облик газовой турбины и всего двигателя. Поэтов до выбора способа охлаждения лопаток следует внимательно ознакомиться с имеющейся литературой 2 - 6 и др]. В современных авиационных ГГД в подавляющем большинстве ис пользуется воздушное охлаждение лопаток по открытой схеме. В та ких системах охладитель-воздух используется однократно. Он отби рается за компрессором или из промежуточной его ступени. После охлаждения лопаток воздух выпускается в проточную часть турбины. Подробят сведения о различных способах открытого возданно го охлаждения имеются в литературе [ Д , Здесь зш следует отме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy