Институциональная интернализация внешних эффектов в современной российской экономике

4. Доказано существование внешних эффектов функционирования институтов, которые определяет выбор экономических агентов вследствие частичной (полной) компенсации их трансформационных издержек, что становится причиной консервации неэффективных институтов и отражается в рентоориентированном поведении бюрократического аппарата; рациональном неведении, лоббизме, манипулировании голосами вследствие несовершенства регламента, лофоллингу, политико-экономическом цикле; неспособности государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. 5. Выделено два типа контрактов, заключение которых обусловливает интернализацию экстерналий, а именно: классические контракты с использованием рыночной организации, в рамках которых увеличение (снижение) ценности активов при положительных (отрицательных) экстерналиях компенсируется их владельцами; отношенческие контра1сгы с использованием иерархической или гибридной организации (дву- или трехстороннее управление) с участием экономических агентов, ценность активов которых изменилась под влиянием экстерналий, что позволяет максимизировать обш,ую выгоду при условии ее раздела. 6. Разработан теоретико-методический подход к содержанию системы институ1Шональной интернализации внешних эффектов, которая основана на учете их типологии и включает: субъектов (государство и надгосударственные образования, коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, домашние хозяйства); объекты (трансакции); принципы (этапная полнота; компонентная полнота; достаточное разнообразие стимулов; максималы1ая защище}1ность от оппортунистического поведения; соучастие; целевой характер); механизмы (общие (эффективные права собственности), специфические (с учетом особенностей экстерналий в российской экономике), частные (с учетом особенностей сферы экономической деятельности, в которой возникают экстерналии)). 7. Установлено, что в состав комплекса показателей внешних эффектов целесообразно включить показатели качества институциональной среды, которые отражаю! степень комплементарности формальных и неформальных институтов; уровень плотности среды, обеспечивающей достаточную интенсивность ре17Лирующего воздействия на контрактньЕе отношения, при этом низкая плотность на верхних уровнях среды для обеспечения эффективной работы организаций лолжна быть компенсирована институтами микроуровня; уровень информационной доступности для участников трансакций, обеспечивающаяся на всех институциональных уровнях: уровень прозрачности и открытости, определяющей однозначносгь 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy