Институциональная интернализация внешних эффектов в современной российской экономике
реципиентов экстерналий и могут одновременно участвовать в институциональном проектировании, инициируя создание институтов, усиливающих, нейтрализующих или предупреждающих внешний эффект. Например, Киотские соглашения, определяющие порядок интернализации внешних эффектов природопользования, Болонское соглашение, определяющее порядок интернализации внешних эффектов образования; программы развития отраслевых и межотраслевых кластеров определяющее порядок интернализации внешних эффектов инноваций (Указ Президента Республики Татарстан от 10.07.2008 N УП-320 «О создании в РТ производственного кластера в сфере информационных технологий»); локальные нормативные документы, регламентирующие поведение граждан- членов некоммерческих организаций (политических партий, общественных организации) и инициирующие их выбор идр. Институциональная интернализация должна осуществляться в форме диверсификации рыночных принципов в сферу государственной деятельности (конкуренции, индивидуализма как персональной ответственности за принимаемые решения и получаемые результаты), формирования саморегулирующих организаций и развития институтов государственного предпринимательства, частно-государственного партнерства. В системе институциональной интернализации выделяются общие, специфические и частные механизмы. Общие механизмы, включающие спецификацию правомочий собственности, создание институтов электронного правительства, обеспечивающих качество услуг публичного управления, открытость и транспарентность принятия управленческих решений на всех уровнях управления, присуши для всех национальных экономических систем. Специфические механизмы регулирования экстерналий реализуются в государстве в целом с учетом присущих для его экономической системы и институциональной среды методов. К ним относятся разработка альтернативных вариантов присутствия государства в различных секторах экономики, оптимизация регулятивных функций государства по отношению к бизнесу, формирование институтов корпоративной социалыюй ответственности, расширение социальной составляющей в деятельности государства как макрорегулятора, повышение качества публичных услуг, разработка механизма инфорсмента контрактов с участие.м граждан и бизнеса при взаимодействии с государством, развитие кадрового потенциала, обеспечение ин }Ювационного воспроизводства человеческого капитала и др. К частным механизмам институциональной интернализации относятся формы и методы воздействия, которые учит1.1нают особенности отдельных секторов экономической деятельности, а именно; развитие институтов отраслей социальной сферы, что обеспечивает 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY0OTYy